Основы объектно-ориентированного проектирования

         

Практические проблемы


Хотя при разумных усилиях механизм undo-redo может быть встроен в любую хорошо написанную ОО-систему, лучше всего с самого начала планировать его использование. На архитектуре ПО это скажется введением класса command, что может и не придти в голову, если не думать об откате при проектировании системы.

Практичный механизм undo-redo требует учета нескольких требований. Это свойство следует включить в интерфейс пользователя. Для начала можно полагать, что множество доступных операций обогащено двумя новыми командами: Undo и Redo. (Для них может быть введена соответствующая комбинация горячих клавиш, например control-U и control-R.) Команда Undo отменяет эффект последней еще не отмененной команды; Redo повторно выполняет команду, отмененную при откате. Следует определить соглашения для попыток отката на большее число шагов, чем их было сделано первоначально, при попытках повтора, когда не было отката, - такие запросы можно игнорировать или выдавать предупреждающее сообщение. (Таков возможный взгляд на интерфейс пользователя, поддерживающий undo-redo. В конце лекции мы увидим, что возможен лучший вариант интерфейса.)

Второе, что следует учитывать, действия не всех команд могут быть отменены. В некоторых ситуациях этого нельзя сделать фактически: после выполнения команды "запуск ракет" (которую может отдать, как известно, лишь президент) или менее драматичной "отпечатать страницу" действия этих команд необратимы. В других ситуациях эффект от действия команды может быть устранен, но ценой слишком больших усилий. Например, текстовые редакторы, как правило, не позволяют отменить действия команды Save, записывающей текущее состояние документа в файл. Реализация отката должна учитывать наличие таких необратимых команд, четко указывая их статус в интерфейсе пользователя. Ограничивайте необратимые команды случаями, для которых оправдание свойства может быть сформулировано в терминах пользователя.

Контрпримером является часто используемое мной приложение, обрабатывающее документы, которое изредка сообщает, что запрашиваемую команду нельзя отменить, хотя причины этого ясны только самой программе.

Интересно, что в каком-то смысле это утверждение ложно, - фактически вы можете отменить эффект команды, но не через Undo, а через команду "Вернуться к последней сохраненной версии документа". Это наблюдение приводит к следующему правилу: всякий раз, когда команду законно следует признать необратимой, не поступайте, как в приведенном выше примере, выводя сообщение "Эта команда будет необратимой". Вместо выбора двух возможностей - Continue anyway и Cancel - предоставьте пользователю три: сохранить документ и затем выполнить команду, выполнить без сохранения, отмена команды.

<
p>Наконец, можно попытаться предложить общую схему "Undo, Skip, Redo", позволяющую после нескольких операций Undo пропустить некоторые команды перед включением Redo. Интерфейс пользователя, показанный в конце этой лекции, поддерживает такое расширение, но возникают концептуальные проблемы: после пропуска некоторых команд может оказаться невозможным выполнить следующую команду. Рассмотрим тривиальный пример текстового редактора и сессию некоторого пользователя с набранной одной строкой текста. Предположим, пользователь выполнил две команды:

(1) Добавить строку в конец текста. (2) Удалить вторую строку.После отмены обеих команд пользователь захотел пропустить выполнение первой и повторно выполнить только вторую (skip (1) и redo (2)). К несчастью, в этом состоянии выполнение команды (2) бессмысленно, поскольку нет второй строки. Эта проблема не столько интерфейса, сколько реализации: команда "Удалить вторую строку" была применима к структуре объекта, полученного в результате выполнения команды (1), ее применение к структуре, предшествующей выполнению (1), может быть невозможным или приводить к непредсказуемым результатам.


Содержание раздела