Основы объектно-ориентированного проектирования

         

Критерии для наследования видов


Нет ничего необычного в рассмотрении наследования видов на ранних этапах анализа проблемной области, когда обсуждаются фундаментальные концепции и рассматриваются несколько равно привлекательных критериев классификации. В дальнейших исследованиях часто оказывается, что один из критериев начинает доминировать, выступая в качестве основы построения иерархической структуры. Тогда, как показывает наше обсуждение, следует отказаться от наследования типов в пользу построенной нами схемы.

Все же я нахожу наследование видов полезным при выполнении следующих трех условий:

  • Различные критерии классификации одинаково важны, так что выбор одного в качестве основного представляется спорным.
  • Многие возможные комбинации (такие как в примере: permanent supervisor, temporary engineer, permanent engineer и так далее) являются необходимыми.
  • Рассматриваемые классы настолько важны, что стоит потратить время на разработку лучшей из возможных структур наследования. Чаще всего речь идет в таких случаях о библиотечных классах повторного использования.

Примером приложения, удовлетворяющего этим критериям, является библиотека Base с ее структурой иерархии на верхних уровнях, описанная в последней лекции этой книги. Классы, полученные в результате этих усилий, в деталях описаны в [M 1994а]. Они построены в традиции естественных наук с применением таксономических принципов систематической классификации основных программистских структур. Верхняя часть этой иерархии выглядит так:


Рис. 6.15.  Классификация, основанная на видах фундаментальных программистских структур

Классификация на первом уровне (BOX, COLLECTION, TRAVERSABLE) основана на типах; уровень ниже (и многие другие, не показанные на рисунке) задают классификацию подтипов. Структура контейнера характеризуется тремя различными критериями:

  • COLLECTION определяет доступ к элементам. Класс SET позволяет определить сам факт присутствия элемента, в то время как BAG позволяет также посчитать число вхождений данного элемента.
    Дальнейшие уточнения включают такие абстракции доступа, как SEQUENCE (элементы доступны последовательно), STACK (элементы доступны в порядке, обратном их включению) и так далее.
  • BOX определяет представление элементов. Варианты включают конечные и бесконечные структуры. Конечные структуры могут быть ограниченными и не ограниченными. Ограниченные структуры могут быть фиксированными или изменяемого размера.
  • TRAVERSABLE определяет способы обхода структур.
Интересно отметить, что эта иерархия не начиналась, как иерархия видов. Начальная идея состояла в том, чтобы определить BOX, COLLECTION и TRAVERSABLE как несвязанные классы, каждый, задающий вершину своей независимой иерархии. Затем при описании реализации любой специальной структуры данных использовать множественное наследование с родителями из каждой иерархии. Например, связный список является конечным и неограниченным с последовательным доступом и линейным способом обхода.


Рис. 6.16.  Построение структуры данных комбинированием абстракций путем множественного наследования

Но затем мы осознали, что независимые семейства классов BOX, COLLECTION и TRAVERSABLE не лучший способ: им всем потребовались некоторые общие компоненты, в частности has (тест на проверку членства) и empty (тест на отсутствие элементов). Все это указывало на необходимость иметь общего родителя - CONTAINER, где эти общие свойства теперь и появляются. Следовательно, структура, изначально спроектированная как чистое множественное наследование с тремя непересекающимися иерархиями, превратилась в структуру с наследованием типов, приводящую к дублируемому наследованию.

Изначально трудно было сделать все сразу правильным, но со временем структура стала гибкой, стабильной и полезной. Она подтверждает заключение нашего обсуждения: наследование видов не для слабонервных. Когда оно применимо, то играет ключевую роль в сложных проблемных областях, где взаимодействуют многие критерии. Если усилия по ее созданию оправданы, как при создании фундаментальных библиотек повторно используемых компонентов, то их необходимо совершить.


Содержание раздела