Основы объектно-ориентированного проектирования

         

Определение подтипа


Как указывалось во введении в наследование, мощь этой идеи частично происходит от интеграции механизма модуля с механизмом типов: определения нового типа как специального случая существующего типа, определение нового модуля как расширения уже существующего модуля. Большинство из спорных вопросов о наследовании идут от осознания конфликтов между этими двумя точками зрения. При наследовании подтипов такие вопросы не возникают, хотя, как мы увидим, это не означает, что все становится простым.

Наследование подтипов по своему образцу соответствует принципам таксономии в естественных и математических науках. Каждое позвоночное является животным, каждое млекопитающее является позвоночным, каждый слон является млекопитающим. Каждая группа (в математике) является моноидом, каждое кольцо является группой, каждое поле является кольцом. Подобными примерами, многие из которых мы видели в предыдущих лекциях, изобилует ОО-ПО:

  • FIGURE
    CLOSED_FIGURE
    POLYGON
    QUADRANGLE
    RECTANGLE
    SQUARE
  • DEVICE
    FILE
    TEXT_FILE
  • SHIP
    LEISURE_SHIP
    SAILBOAT
  • ACCOUNT
    SAVINGS_ACCOUNT
    FIXED_RATE_ACCOUNT

В любом из этих случаев четко идентифицируется множество объектов, описываемое родительским типом, и мы выделяем подмножество, характеризуемое некоторыми свойствами, которыми обладают не все объекты родителя. Например, текстовый файл является файлом со специальными свойствами, вытекающими из того, что элементы файла являются строками текста, что нехарактерно, например, для бинарных файлов.

Общее правило при наследовании подтипов состоит в том, что потомки задают непересекающиеся подмножества экземпляров. Ни одна из замкнутых фигур не является одновременно эллипсом и многоугольником.

Некоторые из примеров, такие как RECTANGLE

SQUARE, возможно, включают эффективного родителя и потому представляют случаи наследования с ограничением.


Содержание раздела