Основы объектно-ориентированного проектирования

         

техника описателей


Приведем пример, использующий предшествующее правило. Он приводит к широко применимому образцу проектирования - описателям (handles).

Первый проект библиотеки Vision для платформенно-независимой графики столкнулся с общей проблемой, как учитывать зависимость от платформы. Первое решение использовало множественное наследование следующим образом: типичный класс, задающий например окна, имел двух родителей - одного, описывающего общие свойства, не зависящие от платформы, другого, учитывающего специфику данной платформы.

class WINDOW inherit GENERAL_WINDOW PLATFORM_WINDOW feature ... end

Класс GENERAL_WINDOW и ему подобные, такие как GENERAL_BUTTON, являются отложенными: они выражают все, что может быть сказано о соответствующих графических объектах и применимых операциях без ссылки на особенности графической платформы. Классы, такие как PLATFORM_WINDOW, обеспечивают связь с графической платформой, такой как Windows, OS/2 Presentation-Manager или Unix Motif; они дают доступ к механизмам, специфическим для данной платформы (встраиваемым в библиотеки, такие как WEL или MEL).

Класс, такой как WINDOW, будет комбинировать свойства родителей, реализуя отложенные компоненты GENERAL_WINDOW механизмами, обеспечиваемыми PLATFORM_WINDOW.

Класс PLATFORM_WINDOW (как и другие подобные классы) должен присутствовать в нескольких вариантах - по одному на каждую платформу. Эти идентично именуемые классы будут храниться в различных каталогах; инструментарий Ace при компиляции выберет подходящий.

Это решение работает, но его недостаток в том, что понятие WINDOW становится тесно связанным с выбранной платформой. Перефразируя недавний комментарий о наследовании, можно сказать: окно, став однажды окном Motif, всегда им и останется. Это не слишком печально, поскольку трудно вообразить, что однажды, достигнув почтенного возраста, окно Unix вдруг решит стать окном OS/2. Картина становится менее абсурдной при расширении определения платформы - при включении форматов, таких как Postscript или HTML; графический объект может изменять представление, становясь то документом печати, то Web-документом.


Попытаемся выразить тесную связь между GUI-объектами и поддерживающим инструментарием, используя вместо наследования клиентское отношение. Наследственная связь останется между WINDOW и GENERAL_WINDOW, но зависимость от платформы будет представлена клиентской связью с классом TOOLKIT, представляющим необходимый инструментарий. Как это выглядит, показано на рис. 6.6:


Рис. 6.6.  Комбинация отношений наследования и клиента

Интересный аспект этого решения в том, что понятие инструментария (toolkit) становится полноценной абстракцией, представляющей отложенный класс TOOLKIT. Каждый специфический инструментарий, такой как MOTIF или MS_WINDOWS представляется эффективным потомком класса TOOLKIT.

Вот как это работает. Каждый класс, описывающий графические объекты, такие как WINDOW, имеет атрибут, обеспечивающий доступ к соответствующей платформе:

handle: TOOLKITТак появляется поле для каждого экземпляра класса. Описатель может быть изменен:

set_handle (new: TOOLKIT) is -- Создать новый описатель new для этого объекта do handle := new endТипичная операция, наследуемая от GENERAL_WINDOW в отложенной форме, реализуется через вызовы платформенного механизма:

display is -- Выводит окно на экран do handle.window_display (Current) endЧерез описатель графический объект запрашивает платформу, требуя выполнить нужную операцию. Компонент, такой как window_display, в классе TOOLKIT является отложенным, но реализуется его различными потомками, такими как MOTIF.

Заметьте, было бы неверным, глядя на этот пример, придти к заключению: "Ага! Вот ситуация, при которой наследование было избыточным, и данная версия призвана избежать его". Начальная версия вовсе не была ошибочной, она работает довольно хорошо, но менее гибкая, чем вторая. И в основе второй версии лежит наследование, полиморфизм и динамическое связывание, комбинируемое с клиентским отношением. Без иерархии наследования с корнем TOOLKIT, полиморфной сущности handle и динамического связывания компонентов, таких как window_display, все бы это не работало.Вовсе не отвергая наследование, эта техника демонстрирует его более сложную форму.

Техника описателей широко применима к разработке библиотек, поддерживающих совместимость платформ. Помимо графической библиотеки Vision мы применяли ее к библиотеке баз данных Store, где понятие платформы связывается с основанными на SQL различными интерфейсами реляционных баз данных, таких как Oracle, Ingres, Sybase и ODBC.


Содержание раздела