Основы объектно-ориентированного проектирования

         

Параллельный доступ к объекту


Первый вопрос, на который требуется ответить, - это сколько вычислений может одновременно работать с объектом. Ответ на него неявно присутствует в определениях процессора и обработчика: если все вызовы компонентов объекта выполняются его обработчиком (ответственным за него процессором) и процессор реализует один поток вычисления, то отсюда следует, что лишь один компонент может выполняться в каждый момент времени.

Следует ли разрешить одновременное выполнение нескольких подпрограмм на данном объекте? Основная причина ответить "нет" заключена в желании сохранить способность корректно рассуждать о нашем ПО.

Изучение корректности класса в предыдущей лекции позволяет найти верный подход. Жизненный цикл объекта можно изобразить следующим образом:


Рис. 12.7.  Жизненный цикл объекта

На этом рисунке объект извне наблюдается только в состояниях, заключенных в квадратики: сразу после создания (S1), после каждого применения некоторого компонента клиентом (S2 и последующие состояния). Они называются "стабильными моментами" жизни объекта. Как следствие, мы получили формальное правило: чтобы доказать корректность класса, достаточно проверить одно свойство для каждой из процедур создания и одно свойство для каждого экспортируемого компонента (здесь оно несколько упрощено, полная формулировка была дана в лекции 11 курса "Основы объектно-ориентированного программирования"). Если p - это процедура создания, то проверяемое свойство имеет вид:

{Default and prep} Bodyp {postp and INV}

Для экспортируемой подпрограммы r проверяемое свойство имеет вид:

{prer and INV} Bodyr {postr and INV}

Число проверяемых свойств невелико и не требует анализа сложных сценариев во время исполнения. Указанные свойства дают возможность понимания класса, рассматривая его подпрограммы независимо друг от друга, убеждаясь, пусть и неформально, в том, что каждая подпрограмма, начав работу в "правильном" состоянии, завершит ее в нужном заключительном состоянии.

Введите параллельность в этот простой корректный мир и все пойдет прахом.
Даже при простом чередовании, когда, начав выполнение некоторой подпрограммы, мы прерываем ее для выполнения другой, затем возвращаемся к первой и т. д., мы лишаемся возможности делать выводы о поведении ПО на основании текстов программ. У нас не будет никакой зацепки, помогающей понять, что может произойти во время выполнения, попытки угадать это заставят проверить все возможные варианты чередований, что сразу же приведет к уже указанному комбинаторному взрыву.

Поэтому для обеспечения простоты и корректности разрешим в каждый момент времени выполнять не более одной подпрограммы каждого объекта. Заметим, что существует возможность прервать клиента в случае крайней необходимости или при слишком долгой задержке объекта. Пока это делается насильственным способом - запуском исключения. При этом гарантируется, что неудачливый клиент получит извещение, позволяющее ему предпринять, если потребуется, корректирующие действия. Рассматриваемый далее механизм дуэлей (duels) дает такую возможность.

В конце обсуждения выясним, могут ли какие-либо обстоятельства позволить нам ослабить запрет на одновременный доступ к подпрограммам одного объекта.


Содержание раздела