Наряду с базисными ОО-механизмами язык Simula предлагает интересное понятие - сопрограмма.
Понятие сопрограммы рассматривалось при обсуждении параллелизма. Дадим краткое напоминание. Сопрограммы моделируют параллельные процессы, существующие в операционных системах или системах реального времени. У процесса больше концептуальной свободы, чем у подпрограммы. Например, драйвер принтера полностью ответственен за то, что происходит с принтером, им управляемым. Он не только ответственен за абстрактный объект, но и имеет собственный алгоритм жизненного цикла, часто концептуально бесконечный. Форма процесса принтера может быть приблизительно такой:
from some_initialization loop forever "Получить файл для печати"; "Напечатать его" endВ последовательном программировании связь между единицами программы асимметрична: когда один программный блок вызывает другой, то последний выполняется, после чего возвращает управление вызывающему блоку в точке вызова. Процессы равноправны: каждый процесс выполняется сам по себе, прерываясь временами для предоставления информации другому процессу или ожидая ее получения.
Сопрограммы спроектированы подобным же образом, но для выполнения в одном потоке управления. (Последовательная эмуляция параллельного выполнения называется квази-параллелизмом.) Сопрограмма прерывает свое собственное выполнение и предлагает продолжить выполнение (resume) другой сопрограмме в ее последней точке прерывания; прерванная сопрограмма позже может продолжиться сама.
Сопрограммы особенно полезны, когда каждая из нескольких связанных деятельностей имеет собственную логику. Каждая из них может быть задана последовательным процессом, и отношение "хозяин-слуга", характерное для обычных подпрограмм, является неадекватным. Типичным примером является преобразование входных данных в выходные, где на структуру входных и выходных файлов накладываются различные ограничения. Такой случай будет обсуждаться ниже.