Об использовании метафор
АНДРОМАХА: Я не понимаю абстракций. КАССАНДРА: Как пожелаешь. Давай пользоваться метафорами. Жан Жирадо, Троянская война не произошла, Акт I
В этом метаметодологическом обсуждении полезно вкратце отразить область и границы применения мощного средства, полезного при объяснениях, - метафор.
Все используют метафоры - аналогии - для обсуждения и обучения техническим проблемам. Эта книга не является исключением. Центральными метафорами для нее являются понятия наследования и Проектирования по контракту. Метафорой является и слово "объект", термин, нагруженный повседневным смыслом, но используемый для специфических целей.
В научных областях метафоры являются мощным, но опасным средством. Это в полной мере относится к методологии разработки ПО.
Мой коллега однажды поклялся, что он покинет конференцию, если еще раз услышит сравнение с автомобилями ("если бы программы были подобны автомобилям"). Если бы он выполнял свой зарок, сколь много дискуссий ему пришлось бы пропустить! |
Хорошо или плохо применять метафоры? Это может быть очень хорошо или очень плохо - все зависит от целей, для которых они используются.
Ученые используют метафоры в своих исследованиях; употребляя для объяснения наиболее абстрактных понятий конкретные видимые образы. Великий математик Адамар, например, описывал яркие образы: сталкивающиеся красные шары, облака, "ленты, становящиеся толще или темнее в местах, соответствующих возможно важным термам". Эти сравнения использовались в математических выпусках, в которых он и его последователи решали трудные задачи в наиболее абстрактных областях алгебры и анализа.
Метафоры могут служить великолепным обучающим средством. Великие ученые - Эйнштейн, Фейнман, Саган - бесподобны в изложении трудных вещей с использованием аналогий и концепций повседневного опыта. Все это превосходно.
Но существует и опасность. Если мы начинаем воспринимать метафоры в их повседневном смысле и начинаем на этом основании делать выводы, то мы можем столкнуться с серьезными проблемами.
Псевдосиллогизм ("Доказательство по аналогии") в форме:
A походит на B B имеет свойство p ------------------------------------------ Ergo: A имеет свойство pобычно порочен. Ясно, что некоторые свойства B должны отличаться от свойств A, в противном случае A и B были бы одной и той же вещью. Вспомните академиков Лапуты из Путешествий Гулливера, которые полагали: "так как слова это - только имена вещей, то было бы намного удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний". Метафора включает и то, что есть общего, и то, что различается. По этой причине для истинности заключения следует проверить, что p включено в общую часть. Когда Адамар, используя интуицию, получал результат, он знал, что шаг за шагом он должен проверить его, основываясь на строгих законах математики. Блестящие образы - только начало процесса.
Метафоры могут вдохновлять нас, но следует вовремя остановиться, чтобы избежать путаницы между реальной вещью A и метафорой B.
Прекрасная книга [Bachelard 1960] "Формирование научного сознания", посвященная тому, как в 18-м веке происходил переход к научному сознанию, приводит историю, которую следует знать каждому, кто пытается использовать метафоры в научных рассуждениях. В попытке понять природу воздуха великий физик и философ Реомюр использовал общую метафору губки, которая, как показано у Бэчеларда, восходит еще к Декарту.
Весьма общей идеей является рассматривать воздух подобным хлопку, шерсти, губке. Эта идея в частности позволяет адекватно объяснить, почему воздух может становиться разреженным и занимать значительно больший объем, чем это было моментом ранее. |
Обычный материал представляет некоторый вид губки для электрической жидкости. Губка не сможет получать воду, если частицы, из которых сделана жидкость, больше чем поры губки... |
В процитированных метафорах Реомюра и Франклина ощущается излучение интеллектуальных гигантов своего времени, за каждый из которых стоят серьезные научные достижения. Они послужат примером и нам при обсуждении программистских концепций и помогут оценить вещи в перспективе, когда автор отходит от своих собственных аналогий.