COUNTRY BLUES (SOLO)
Это несложное соло для «поперечной» гармоники играется во второй позиции и наполнено оживлением. Следите за октавным скачком в 12-м такте от ноты D до D нижней.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
Гамма До-мажор (C)
Первое, что мы научимся играть на гармонике будет гамма до-мажор (C). Попробуйте сыграть каждую ноту чисто без «захватывания» соседних нот.
Извлечение одиночных нот
Существует два способа извлечения одиночных нот: или специальным образом сложенными губами или с помощью блокирования языком. В первом случае вы нешироко открываете рот, как будто пьете через соломинку. Суть блокировки языком состоит в том, что вы закрываете ртом 3-4 отверстия, справа открытым остается отверстие, через которое вы будете извлекать звук, остальные 2-3 отверстия закрываются языком.
Как держать гармонику
Вы заметите, что на одной стороне гармоники имеются номера от 1 до 10. Возьмите инструмент в левую руку цифрой 1 (самый низкий звук) влево. Правой рукой возьмитесь так, как показано на рисунке.
KISS THE BLARNEY STONE (SOLO)
Это ирландская мелодия должна играться легко и быстро, а также без затруднений, так как дыхание хорошо сбалансировано между нотами на вдохе и на выдохе. Вы можете начинать в медленном темпе, повышая его по мере знакомства с мелодией. Все ноты исполняются на октаву выше, чем написаны.
Контроль дыхания
Музыканты, играющие на губной гармошке, имеют одно преимущество перед остальными музыкантами, играющими на духовых инструментах, - мы можем играть и на вдохе и на выдохе. Наилучший звук получается, если извлекать его, дуя сквозь гармонику. Однако возникают проблемы, если песня требует длительного дыхания в одном направлении. Если это происходит, используйте нос для выдыхания или вдыхания дополнительного воздуха.
На какой гармонике играть
В основном существует три типа диатонических гармоник с 10 отверстиями. С пластиковым корпусом, деревянным и металлическим. Материал зависит от вашего выбора, у каждой гармоники свои характеристики.
«Поперечная» игра
«Поперечная» игра подразумевает игру в тональности, отличной от тональности гармоники. Мы можем, изменяя высоту нот с помощью приема игры «бенд», играть во многих тональностях. Однако в дальнейшем в нашей книге мы будем играть «поперечным» образом преимущественно в тональности G (соль-мажор).
Метод «поперечной» игры широко используется в стилях рок, кантри, народной музыке и особенно блюзе, так как это позволяет извлекать большее количество нот и способствует индивидуальному самовыражению.
Одним из главных объяснений, почему звуки при «поперечной игре» столь привлекательны, является постоянное использование «бендовых» нот, о чем, собственно, и написана эта книга.
Позиции «поперечной» гармоники
Хотя на гармонике можно играть во многих тональностях, как это показано в таблице, вы все же обнаружите, что вторая позиция используется чаще. Мы используем в этой книге гармонику «C» за исключением раздела, посвященному смене гармоник.
Тональность гармоники | «Прямая гармоника»
1-я позиция | Позиции «поперечной» гармоники | |||||||||||
2-я
позиция | 3-я
позиция | 4-я
позиция | 5-я
позиция | 6-я
позиция | |||||||||
A | A | E | B | C#/Db | F#/Gb | D | |||||||
Bb | Bb | F | C | D | G | Eb | |||||||
B | B | F#/Gb | C#/Db | Eb | G#/Ab | E | |||||||
C | C | G | D | E | A | F | |||||||
Db | Db/C# | Ab/G# | Eb | F | Bb | F#/Gb | |||||||
D | D | A | E | F#/Gb | B | G | |||||||
Eb | Eb | Bb | F | G | C | Ab/G# | |||||||
E | E | B | F#/Gb | G#/Ab | C#/Db | A | |||||||
F | F | C | G | A | D | Bb | |||||||
F# | F# | C#/Db | Ab/G# | Bb | Eb | B | |||||||
G | G | D | A | B | E | C | |||||||
Ab | Ab | Eb | Bb | C | F | C#/Db |
4-я, 5-я и 6-я позиции используются редко.
«Прямая» игра на гармонике
Первая позиция или «прямая» игра означает игру на гармонике в то же тональности, что и сама гармоника. Например, на гармонике «C» играете в тональности «C» (до-мажор).
Символы, используемые в этой книге
3 | Номер отверстия | ||
Звукоизвлечение на выдохе | |||
Звукоизвлечение на вхохе | |||
Полукруг ниже нотных знаков означает бенд на полтона | |||
Круг ниже нотных знаков означает бенд на целый тон | |||
Треугольник ниже нотных знаков означает бенд на 1½ тона |
Упражнения на основе гаммы до-мажор
Следующие упражнения предлагаются для наработки скорости и навыков хорошего контроля дыхания.
Это упражнение характеризуется серией восходящих пассажей.
В этом упражнении необходимо обратить внимание на прыжок к 7-му отверстию к ноте «C», которая является опорной нотой.
Это упражнение на восходящие последовательности нот.
Необходимо обратить внимание на прыжки к 7-му отверстию (ноты B и C) по мере проигрывания восходящей гаммы до-мажор.
Верхняя октава
Верхняя октава на гармонике с 10 отверстиями является неполной, однако есть хорошая новость… вам нечасто придется играть мелодии в верхнем диапазоне гармоники. Хотя нижняя октава гармоники тоже неполная, мы найдем в этом выгоду, играя позже на так называемой «поперечной гармонике».