ДУХОВОЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

          

Детали датчика модулятора


Генераторы, делители частоты и корректирую­щие устройства собирают на одной монтажной пла­те (либо на отдельных, установленных на общей плате). Блок фильтров и усилитель VI собирают на другой плате, на которую также устанавливают датчик-модулятор, выключатели ВЗ, В4 и устрой­ство глиссандо.

В генераторе ЗГ конденсатор С1 должен быть типа КСО или СГМ, статический коэффициент пере­дачи тока транзисторов не менее 40.

Статический коэффициент передачи тока транзи­сторов генератора ГВ должен быть не менее 50.

Транзисторы делителей частоты должны быть подобраны парами и иметь статический коэффици­ент передачи тока не менее 40.

Транзистор КТ343Г в устройстве глиссандо мож­но заменить на МП116.

Реле R1 датчика-модулятора — РЭС-10 (пас­порт РС4.524.302).

Конструкция механической части устройства глиссандо дана на рис. 6. Отверстие в корпусе 32 духовой гармони рассверливают до диаметра 16 мм. В него вставляют выточенную из алюминиевого или латунного сплава втулку 31. Втулка имеет бурт для фиксации пружины 34, которая упирается в упор 33, выполненный из винипласта. Упор крепят к корпусу 32 через стойки 30. Чтобы мундштук с втулкой не вращались, на пружинной части втулки 31 делают лыски, а на упоре 32 — отверстие. Ко втулке 30 при­креплен шток 40, перемещающий заслонку 41, кото­рая помещена в направляющую 38. Втулка 30 соеди­нена с сильфоном 34 и входным штуцером 35 датчи­ка-модулятора. Выходной штуцер датчика-модуля­тора оканчивается жиклером 36, за счет чего в поло­сти сильфона датчика создается избыточное давле­ние. Диаметр отверстия жиклера не менее 3 мм.

Рис. 6. Устройство глиссандо:

29 — стойка, 2 шт., полистирол, диаметр 8 мм, длина 35 мм; 30 — втулка, Д16Т, диаметр 18 мм, длина 80 мм; 31 — щека мундштука (корпус гармони «Мелодия-3»); 32 — упор, пластмас­са, размеры 36X25X3 мм; 33 — пружина, стальная проволока, диаметр 0,8 мм; 34 — сильфон, полиэтилен или резина; 35 — входной штуцер датчика-модулятора; 36 — жиклер, капрон или латунь, внутр.
диаметр 3 мм; 37 — лампа; 38 — направляющая, пластмасса, размеры 25X20X15 мм; 39 — фоторезистор; 40 — шток фотозаслонкн, медная проволока, диаметр 1 мм; 41 — светозасловка, латунь, толщина 0,3 — 0,4 мм


Сильфон 34 можно заменить тонкостенной рези­новой трубкой.

В исходном состоянии заслонка 41 перекрывает свет лампы 37 и фоторезистор 39 затемнен — тран­зистор 77 устройства глиссандо закрыт. Если на­жать на мундштук, он переместится вперед и тран­зистор 77 приоткроется. Величина его сопротивле­ния уменьшится, уменьшится и общее сопротивление в цепи базы транзистора 77 звукового генератора, что изменит его частоту. Так, перемещая мундштук, музыкант плавно изменяет частоту звука.

Особенности воздушного тракта. В выдыхаемом воздухе имеется влага, поэтому все детали тракта должны быть устойчивы к коррозии. Тракт оканчи­вается влагосборником со сливным клапаном. Объ­ем в нижней части корпуса гармони закрывают по­листироловой пластиной, к которой прикреплены два штуцера — один для соединения с выходом дат­чика-модулятора, другой — с трубкой выхода возду­ха наружу.

Жиклер может находиться в любом месте воз­душного тракта. После датчика его ставят на выхо­де, до датчика — параллельно ему, например, де­лают отверстие в съемном мундштуке, а отверстие выхода воздуха из влагосборника заглушают. Жела­тельно регулировать проходное сечение жиклера, например, винтом.

Катушки L1 — L7 темброблока выполнены на ма-гнитопроводах К31 X 18,5x7 из феррита М2000НМ-А. Их раскалывают пополам, изолируют лакотканью и на каждую половинку равномерно и только в од­ном направлении наматывают провод ПЭЛШО диа­метром 0,15 — 0,25 мм (числа витков даны в табл. 2). В зазор магнитопровода на полистироловом клее ставят прокладку из писчей бумаги.

По окружности катушки плотно, в два-три слоя наматывают ленту ПХЛ, подпаивают гибкие выво­ды и поверху еще раз наматывают один-два слоя ленты. Готовые катушки собирают в пакет и стяги­вают изолированной шпилькой, следя, чтобы не об­разовался короткозамкнутый виток.

Подробные данные деталей усилителя мощности и источников питания не приводятся, поскольку они хорошо известны радиолюбителю.

Налаживание инструмента начинают с проверки работоспособности звукового генератора. Для этого вместо устройства клавиатуры временно подключа­ют переменный резистор сопротивлением 100 кОм, а выход генератора (вывод 6) — к выходу частото­мера, например, 43-28. Вращая ось переменного ре­зистора, убеждаются, что перекрывается диапазон генерируемых частот от 500 до 6000 Гц. Проверяют стабильность частоты на краях и в середине диапа­зона. Она не должна уходить более чем на 0,02 про­цента в течение 20 мин. В противном случае подби­рают режим работы транзистора 77 с помощью ре­зисторов R1 — R3.

Убедившись в стабильной работе генератора, приступают к монтажу резисторов клавиатуры, включив вместо R1 (см. рис. 1) резистор сопротив­лением 10 кОм.




ДУХОВОЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ


Возможность воздействовать на органы управ­ления музыкальным инструментом так, чтобы гром­кость извлекаемых звуков зависела от усилий музы­канта, — одно из существенных требований, предъ­являемых к любому инструменту: это позволяет ак­центировать звуки и применять приемы, обеспечи­вающие выразительность исполнения. Так, гром­кость фортепиано зависит от силы удара по клави­ше, духовых инструментов — от скорости потока воздуха и т. д. Другими словами, имеет место коли­чественная связь между желанием и его реализаци­ей, что индивидуализирует исполнение. Немалую роль играет и манера извлечения звука, особенно характерная для «певучих» инструментов (скрипки, трубы): атака и затухание звука с изменением тем­бровых характеристик индивидуальны у каждого музыканта.



Принципиальные схемы узлов инструмента


По мере освещения фоторезистора R4 (и одно­временно с этим. R2) начинают открываться эти транзисторы, включаются формантные фильтры. Чем больше громкость звука (т. е. степень освещен­ности фоторезисторов R2 и R4), тем большим ста­новится выходное напряжение усиленной форманты. При этом форманты с низкой резонансной честотой достигают своего максимального значения раньше, чем форманты с более высокой частотой, за счет разных сопротивлений в цепях баз транзисторов темброблока. Таким образом, спектральный состав звука меняется в зависимости от громкости, что зна­чительно оживляет звучание и, кроме того, увеличи­вает субъективный диапазон изменения громкости звука, когда громкость звука фактически возраста­ет немного, а кажется — значительно.

Фильтры, включаемые выключателем ВЗ, выде­ляют низкие частоты, выключателем В4 — средние, выключателем В5 — высокие. Низкие применяются для имитации звучания баса, баритона, флейты, средние или комбинация средних и низких — для трубы, а высокие — для кларнета и трубы с сурди­ной. Для получения фаготовых или оригинальных тембров применяют комбинацию высоких и сред­них частот. Однако надо сказать, что тембр фагота сохраняется не во всем диапазоне звучания, так как входной спектральный состав звука на него не рас­считывался.

В датчике-модуляторе установлено реле Р1, кон­такты которого замыкают фоторезистор R2. Тогда напряжение, подведенное к модулятору, будет по­ступать на вход усилителя на микросхеме Mel че­рез резистор R5, что обеспечивает прежнюю макси­мальную громкость звучания. Формантные фильт­ры включаются за счет протекания тока через рези­стор R1. В этом случае на инструменте играют без применения воздуха, как, например, на ФАЭМИ. Такая необходимость часто возникает у музыкантов вокально-инструментальных ансамблей, которые поют и играют одновременно.

Электрические схемы остальных узлов хорошо известны и в пояснениях не нуждаются.

Рис. 3. Корпус инструмента:


1 — кожух, 2 шт., лист АМЦ толщиной 0,8 — 1 мм; 2 — переключатель П2К; 3 — резьбовая втулка, 2 шт., латунь; 4 — кронштейн, лист АМЦ, толщиной 1,2 мм; 5 — резьбовая втулка, 6 шт., латунь; 6 — плата, СФ-1, размеры 396X30 мм; 7 — контакт, 36 шт., манганин или констан-тан, диаметр 0,4 — 0,6 мм; 8 — изолятор, 7 шт., пластмасса, размеры 12X8X4 мм; 9 — шайба, 7 шт, ст. 10; 10 — сборная шина, нержавеющая сталь диаметр 1 — 1,2 мм; 11 — клапан, 36 шт. (по внешнему диаметру накатать); 12 — втулка; 13 — кроссплата, СФ-1, размеры 396X70 мм; 14 — прокладка, 10 шт., текстолит, размеры 20X10X2 мм

Конструкция и детали. Инструмент выполнен на базе духовой гармони «Мелодия-3» Ростовской ба­янной фабрики, вид которой в разрезе представлен на рис. 3. Гармонь разбирают и фрезеруют ее ниж­нюю часть, как показано на рис. 3, а. Далее из ли­стового полистирола или органического стекла вы­резают боковые щеки по контурам нижнего и верх­него кожухов 1 — рис. 3,6. Приклеивают их (ди­хлорэтаном или толуолом) к корпусу гармони. На нижней боковой щеке укрепляют разъем Ш1 типа СГ5. Из дюралюминиевого листа толщиной 1 — 1,2 мм изготавливают кронштейн 4 платы резисто­ров клавиатуры 6. Кронштейн, длина которого рав­на уступу на корпусе гармони, накладывают на этот уступ и в удобном месте, например, между клави­шами звуков СИ и ДО, МИ и ФА, сверлят отвер­стие диаметром 3 мм для крепления кронштейна к корпусу.

Гайкой для крепления кронштейна служит изо­лятор 8 из винипласта, органического стекла или капрона размерами 12x8x4 мм. Изолятор имеет два продольных отверстия МЗ, одно из которых служит для крепления сборной шины 10 из сталь­ного провода диаметром 1,2 — 2 мм, прижимаемой к изолятору 8 (в этом месте у него прожигают неболь­шое углубление) шайбой 9 с винтом.

Осторожно, сохраняя последовательность распо­ложения, снимают клавиши и в шейках клапанов 11 сверлят строго в одной плоскости по два отверстия диаметром 1 мм.

На клавишах ослабляют пружины и собирают клавиатуру.


Каждая клавиша снабжается парой контактов 7. На кронштейне 4 устанавливают и за-вальцовывают две резьбовые втулки 3 под винт МЗ, а также 4 — 6 таких же втулок 5. К первым крепят кожухи, ко вторым — платы инструмента.

Плату 6 изготавливают из стеклотекстолита, же­лательно с двусторонней фольгой. Ширина платы 30 мм, а длина должна соответствовать длине крон­штейна 4. Крепят плату к кронштейну четырьмя винтами МЗ с гайками.

Контакты 7, состоящие из двух проволочек (каж­дый) диаметром 0,4 — 0,6 мм и длиной 55 мм, впаи­вают в отверстия платы 6. Расстояние между этими отверстиями в плате 2,5 мм. Зазор между шиной 10 и контактом 7 должен быть от 1,5 до 2,5 мм и при нажатии клавиши между ними должно обеспечи­ваться надежное электрическое соединение.



Рис. 4. Датчик-модулятор:

15 — скоба, лист, латунь, толщина 1 — 1,2 мм; 16 — держатель, пласт­масса: 17 — сильфон, полиэтилен; 18 — фотозаслонка, фольга толщиной 0,05 — 0,1 .мм; 19 — направляющая, эбонит; 20 — штырек, 2 шт., медная проволока, диаметр I мм; 21 — лампа (без цоколя); 22 — пружина, стальная проволока, диаметр 0,15 — 0,2 мм; 23 — фоторезистор R4: 24 — втулка, 2 шт., латунь (нарезать резьбу М8Х1 на длине 5 мм); 25 — плата. 2 шт., СФ-1. размеры 60X27,5 мм; 26 — фоторезнстор R3; 27-фоторезистор R2; 28 — крышка, текстолит, размеры 30X18X2 мм

В корпусе инструмента под крепление нижнего кожуха высверливают отверстие, в которое запрес­совывают в горячем виде три втулки 12.

Платы 13 крепят в трех местах: на перешейке, под изолятором 8 и в конце, у втулки 12. Третья точ­ка — втулки 5, укрепленные на кронштейне 4. Такое крепление создает достаточно жесткую конструкцию.

Конструкция механической части датчика-моду­лятора представлена на рис. 4. Чувствительным эле­ментом служит гофрированный полиэтиленовый сильфон диаметром 24 мм. Ход его подвижной ча­сти — около 16 мм. Такие сильфоны имеются в упа­ковках импортных лекарств «Ношпа» и им по­добных.

Сильфон отделяют от крышки и удаляют доныш­ко.


Наливают в него горячую воду и быстро сжима­ют гофр. После двух- трех таких операций сильфон размягчается и годится для установки в датчик.

Чертежи деталей датчика-модулятора даны на рис. 5. Из эбонита или другого непрозрачного мате­риала делают направляющую 19. Щель в ней под фоторезистор 26 (R3) выпиливают лобзиком.

Из бронзовой или медной фольги толщиной не более 0,1 мм делают заслонку 18. Под собственным весом она должна без заеданий и больших люфтов перемещаться в направляющей при наклонах ее на 60 градусов.

Заслонку помещают в направляющую и, поджав ее пальцем, иглой размечают отверстия. Вынимают заслонку и, вставив внутрь нее бобышку из винипла-: ста, ножом прорезают отверстия, как показано на рис. 5.

Из текстолита изготавливают крышку 28, в ко­торую забивают медные штырьки для подключения и установки лампы накаливания.

Из любого материала (лучше всего капрона) из­готавливают держатель 16. В него вворачивают две втулки 24 с резьбой М8Х1. Длина резьбовой части каждой — не более 5 мм, общая длина 15 — 20 мм, внутренний диаметр не менее 5 мм.

Скобу 15 делают из латуни или стали по разме­рам, указанным на рис. 4.

Пружина 22 — из рояльной проволоки диамет­ром 0,15 — 0,2 мм. Она содержит от 6 до 8 витков диаметром 12 — 16 мм.

Порядок сборки устройства таков. На держатель 16 устанавливают сильфон 17 и закрепляют держа­тель на скобе 15 винтами МЗХб. На скобу ставят направляющую 19 с установленной и поджатой пру­жиной 22 заслонкой 18. Перемещая направляющую вдоль по скобе, находят положение, когда заслонка только начинает касаться подвижной части сильфо-на 17. Прикрыв пальцем одну из втулок 24 и подув несколько раз в другую, отмечают на скобе место, на котором заслонка полностью прижата пружиной 22 к направляющей 19 в моменты отсутствия пода­чи воздуха. После этого на скобе 15 вскрывают от­верстия для крепления направляющей 19 и крепят ее винтами М2Х6. Такими же винтами крепят крышку 28.

К штырькам 20 припаивают выводы лампы 21 и на нее подают питание.



Регулируют лампу так, чтобы проекция нити на­кала при открытой заслонке находилась в центрах отверстий фоторезисторов.

Фоторезисторы проверяют на быстродействие и диапазон изменения сопротивления с помощью вольтметра, например ВК7-7. Для этого измеряют темновое сопротивление, которое должно быть не менее 30 МОм. Освещая их настольной лампой с расстояния 0,3 — 0,4 м, измеряют световое сопротив­ление, которое должно быть не более 10 кОм. Быст­ро закрывают фоторезистор и наблюдают за стрел­кой прибора ВК.7-7. Она должна сразу же переме­ститься к отметке максимального сопротивления, из­меренного вначале. После этого снова открывают фоторезистор и наблюдают такое же стремительное падение стрелки к минимальному сопротивлению. Инерционность фоторезисторов не должна превы­шать одной-двух секунд при переходе от светового сопротивления к темповому.

Вместо фоторезисторов СФЗ-1 можно применить СФ2-1.

Подобранные фоторезисторы R2, R3, R4 уста­навливают в направляющую. Положение фоторези­стора R2 — произвольное, фоторезистора R3 — тор­цом вдоль щели, фоторезистора R4 — параллельно нижней плоскости направляющей. При этом свето­чувствительная часть фоторезистора R4 должна хо­рошо просматриваться со стороны светозаслонки через отверстие диаметром 3 мм. Фоторезисторы R3 и R4 заклинивают в отверстиях сегментами из вини­пласта.

На боковые стороны направляющей крепят мон­тажные платы 25 и 27, на которых собирают элек­трическую часть датчика-модулятора.




Структурная схема инструмента


Наиболее распространенные электромузыкаль­ные инструменты, так называемые электроорганы, подобной возможности не имеют: громкость их зву­чания регулируется педалью, которая принципиаль­но не позволяет акцентировать звуки и тем более формировать атаку и затухание. Попыткой устра­нить этот недостаток стало создание духового элек­тромузыкального инструмента, в частности ЭМИ с духовым управлением громкости звучания (автор­ское свидетельство № 391594). В нем регулятор громкости — педаль — заменен на датчик-модуля­тор, управляемый потоком выдыхаемого воздуха.

В настоящей статье описана одна из пер­вых конструкций духового ЭМИ. Она рассчитана на повторение радиолюбителями, имеющими неко­торый опыт в конструировании электромузыкаль­ных инструментов.

Духовой ЭМИ — это одноголосный многотемб­ровый инструмент с диапазоном звучания семь ок­тав при диапазоне клавиатуры три октавы. Его тем­бры напоминают звучание контрабаса, баритона, тромбона, кларнета, трубы с сурдиной, флейт, орга­на, щипковых инструментов, электрооргана и даже художественного свиста.

Размеры инструмента — 462X70X130 мм, мас­са — 1,6 кг.

Структурная схема инструмента представлена на рис. 1. Звуковой генератор ЗГ соединен с кон­тактами клавиатуры КК через последовательно включенные резисторы. При замыкании соответст­вующего контакта на выходе генератора появляется напряжение той или иной частоты. Резистором R1 музыкант может подстраивать звуковой генератор в пределах 1,5 — 2 тонов по ведущему инструменту.

Ко входу звукового генератора подключен гене­ратор вибрато ГВ. Переключателем В1 изменяют частоту вибрато с 3 — 5 до 7 — 9 Гц, переключателем В7 — амплитуду вибрато. Выключателем В6 вибра­то отключают.

К звуковому генератору также подключено уст­ройство глиссандо У Г, преобразующее линейное пе­ремещение мундштука в электрическое напряжение. Для этой цели служат мундштук М со светоне­проницаемой заслонкой, перекрывающей луч света от лампы к фоторезистору.
Напряжение, выделяю­ щееся на фоторезисторе, усиливается усилителем У1 и воздействует на генератор. В результате он может плавно изменять частоту (глиссандировать) в пре­делах половины октавы.

Выход звукового генератора подключен к дели­телям частоты Д1 — Д4, которые через корректиру­ющие цепочки К1 — К4 и переключатели В8 — В12 соединены с датчиком-модулятором ДМ. Выход по­следнего подключен к усилителю У1. К датчику-мо­дулятору через выключатели ВЗ — В5 подключен темброблок ТБ. Сигнал с усилителя У1 поступает на усилитель мощности У2, нагруженный на громкого­ворители Гр1, Гр2 или телефоны Тф1, Тф2. При подключении телефонов громкоговорители отклю­чаются, благодаря чему музыкант может репетиро­вать, не беспокоя окружающих.

Питается инструмент от стабилизированного вы­прямителя В1, а усилитель мощности У2 — от вы­прямителя В2.

Если нажать на клавишу клавиатуры, напряже­ние звуковой частоты через один или несколько включенных выключателей В8 — В12 поступает на вход датчика-модулятора. А на его выходе напряже­ние будет близко к нулю, и в громкоговорителе звук будет отсутствовать. Если же в этот момент дуть в мундштук, то на выходе появится звук, громкость которого будет зависеть от силы потока воздуха.

Принципиальные схемы отдельных узлов ин­струмента показаны на рис. 2. Большинство из них не имеет характерных особенностей и типичны для ЭМИ. Оригинальным же узлом является датчик-мо­дулятор, работу которого мы рассмотрим подробно. Входное напряжение поступает на его вывод 3. Фо­торезистор R2 затемнен (его сопротивление велико), R3 — освещен (сопротивление мало), поэтому на вход усилителя на микросхеме Mel звуковое напря­жение не поступает.

Когда музыкант дует в мундштук, связанная с ним заслонка перемещается, фоторезистор R3 за­темняется, a R2 слабо освещается. На усилитель поступает звуковое напряжение небольшой ампли­туды. По мере дальнейшего перемещения фотоза­слонки фоторезистор R2 освещается, a R3 затемня­ется еще больше, и уровень сигнала растет.



Фотозаслонка подпружинена возвратной пружи­ной и при отсутствии воздушного давления принима­ет начальное состояние. Если же меняется давление

воздуха, меняется и громкость звучания. Такая воз­можность изменять уровень громкости с любой ско­ростью позволяет самым эффективным способом формировать атаку и затухание звука, акцентиро­вать быстро повторяющиеся или чередующиеся звуки.

Однако музыкальное качество инструмента этим еще не исчерпывается: необходима «текучесть» спектра в зависимости от громкости звучания, хотя бы автоматическая. С этой целью установлен еще один фоторезистор R4, который так же, как и R2, в исходном состоянии затемнен. R4 включен в цепь базы транзистора 77, с выхода которого постоянное напряжение поступает на темброблок.

Транзисторы темброблока 77 — Т7 включены по схеме регулируемых сопротивлений. В коллектор­ную цепь каждого транзистора включен резонанс­ный контур — формантный фильтр. Когда фоторе­зистор R4 затемнен, на выходе эмиттерного повтори­теля — транзистора 77 блока ДМ напряжение мало, транзисторы T1 — Т7 темброблока закрыты, филь­тры практически отключены.




Таблица


Нота

ми

ми-бе­моль

ре

ре-бе­моль

до

си

си-бе­моль

ля

ля-бе­моль

СОЛЬ

соль-бе­моль

фа

Октава

Третья

Вторая

Частота, Гц

5274

4978

4699

4435

4186

3951

3729

3520

3322

3136

2960

2794

Номинал резистора

R71 6,2к

R69 820

R67 820

R65 910

R63 910

R61 1к

R59 1к

R57 1,2к

R55 1,2к

R53 1,2к

R5! 1,3к

R49 1,5к

R70 22

R68 82

R66 33

R64 91

R62 68

R60 110

R58 22

R56 130

R54 180

R52 180

R50 47

Октава

Вторая

Первая

Частота, Гц

2637

2489

2349

2217

2093

1975

1864

1760

1661

1568

1480

1397

Номинал резистора

R47 1,5к

R45 1,6к

R43 1,6к

R41 1,8к

R39 2к

R37 2к

R35 2к

R33 2,4к

R31 2,4к

R29 2,4к

R27 2,7к

R25 Зк

R48 150

R46 150

R44 220

R42

150

R40 68

R38 180

R36 300

R34 47

R32 200

R30 360

R28 200

R26 68

Октава

Первая

Малая

Частота, Гц

1318

1244

1174

1108

1046

987

932

880

830

784

740

693

Номинал резистора

R23 Зк

R21 З.Зк

RJ9 З.бк

RJ7 3,6к

R15 3,9к

R13 3,9к

R11 4,3к

R9

4,7к

R7 5,1к

R5 5,6к

R3 5,6к

RI 5,6к

R24 220

R22 150

R20 82

R18

270

R16 200

R14 510

R12 270

R10

150

i00

R6 33

R4 390

R2 1,2 к

Подбором резистора R71 клавиатуры и R4 звуко­вого генератора устанавливают частоту звука МИ пятой октавы, равную 5274 Гц, с точностью — 1 — + 15 Гц. Далее подбором последовательных пар ре­зисторов R69 — R70, R67 — R68... R1 — R2 устанавли­вают частоты других звуков. Ввиду особенностей слуха частоту звуков малой октавы следует уста­навливать несколько ниже основной частоты, а зву­ков третьей октавы — несколько выше.

Примерные значения сопротивлений резисторов приведены в табл. 1. Для подбора резисторов удоб­но использовать магазин сопротивлений.
Желатель­но применять «состаренные» элементы.
Как показала трехлетняя эксплуатация инстру­мента, частота генерируемых колебаний по сравне­нию с первоначально установленной практически не изменилась.
Налаживание корректирующих цепочек заклю­чается в подборе резисторов R1 и R4 по уровню рав­ной громкости, а также получения тембров, похожих на трубу и тромбон соответственно при включении цепочек К2 и К4. Наблюдая на экране осциллогра­фа форму выходных напряжений, добиваются экспо­ненциального закона.
Проверяют работу усилителя У1. Для этого на конденсатор С4 подают синусоидальное напряжение и на осциллографе наблюдают выходной сигнал, амплитуда которого должна быть не менее 1,5 В. По очереди замыкая переходы эмиттер-коллектор тран­зисторов темброблока, подбором конденсаторов на­страивают контуры Ы — L7, С1 — С14 на резонанс­ные частоты, указанные в табл. 2. Необходимая точ­ность установки резонансной частоты каждого кон­тура — 5%.
Подав напряжение с частотой 2250 Гц на вход микросхемы Mel датчика-модулятора, при включен­ном выключателе В4 слегка перемещают его за­слонку. На экране осциллографа должно наблю­даться увеличение выходного напряжения в три-че­тыре раза. При необходимости подбирают резис­тор R7.
Производят проверку на других резонансных ча­стотах. Выходное напряжение должно расти в ква­дратичной зависимости от расстояния, на которое перемещена заслонка.
Отключают звуковой генератор, устанавливают максимальную громкость и нажимают клавишу ин­струмента. Звук в громкоговорителе должен отсут­ствовать или прослушиваться очень слабо. Подув в мундштук, убеждаются, что громкость регулируется. Плавности регулирования добиваются подбором се­чения отверстия в заслонке или установкой на про­резь фоторезистора R2 кусочка кальки. Закраши­вая кальку карандашом или тушью, получают жела­емую плавность и диапазон регулировки громкости.
Включив тембр трубы или кларнета, наблюдают на экране осциллографа за изменением формы на­пряжения при изменении громкости звучания.