Детали датчика модулятора
Генераторы, делители частоты и корректирующие устройства собирают на одной монтажной плате (либо на отдельных, установленных на общей плате). Блок фильтров и усилитель VI собирают на другой плате, на которую также устанавливают датчик-модулятор, выключатели ВЗ, В4 и устройство глиссандо.
В генераторе ЗГ конденсатор С1 должен быть типа КСО или СГМ, статический коэффициент передачи тока транзисторов не менее 40.
Статический коэффициент передачи тока транзисторов генератора ГВ должен быть не менее 50.
Транзисторы делителей частоты должны быть подобраны парами и иметь статический коэффициент передачи тока не менее 40.
Транзистор КТ343Г в устройстве глиссандо можно заменить на МП116.
Реле R1 датчика-модулятора — РЭС-10 (паспорт РС4.524.302).
Конструкция механической части устройства глиссандо дана на рис. 6. Отверстие в корпусе 32 духовой гармони рассверливают до диаметра 16 мм. В него вставляют выточенную из алюминиевого или латунного сплава втулку 31. Втулка имеет бурт для фиксации пружины 34, которая упирается в упор 33, выполненный из винипласта. Упор крепят к корпусу 32 через стойки 30. Чтобы мундштук с втулкой не вращались, на пружинной части втулки 31 делают лыски, а на упоре 32 — отверстие. Ко втулке 30 прикреплен шток 40, перемещающий заслонку 41, которая помещена в направляющую 38. Втулка 30 соединена с сильфоном 34 и входным штуцером 35 датчика-модулятора. Выходной штуцер датчика-модулятора оканчивается жиклером 36, за счет чего в полости сильфона датчика создается избыточное давление. Диаметр отверстия жиклера не менее 3 мм.

Рис. 6. Устройство глиссандо:
29 — стойка, 2 шт., полистирол, диаметр 8 мм, длина 35 мм; 30 — втулка, Д16Т, диаметр 18 мм, длина 80 мм; 31 — щека мундштука (корпус гармони «Мелодия-3»); 32 — упор, пластмасса, размеры 36X25X3 мм; 33 — пружина, стальная проволока, диаметр 0,8 мм; 34 — сильфон, полиэтилен или резина; 35 — входной штуцер датчика-модулятора; 36 — жиклер, капрон или латунь, внутр.
диаметр 3 мм; 37 — лампа; 38 — направляющая, пластмасса, размеры 25X20X15 мм; 39 — фоторезистор; 40 — шток фотозаслонкн, медная проволока, диаметр 1 мм; 41 — светозасловка, латунь, толщина 0,3 — 0,4 мм
Сильфон 34 можно заменить тонкостенной резиновой трубкой.
В исходном состоянии заслонка 41 перекрывает свет лампы 37 и фоторезистор 39 затемнен — транзистор 77 устройства глиссандо закрыт. Если нажать на мундштук, он переместится вперед и транзистор 77 приоткроется. Величина его сопротивления уменьшится, уменьшится и общее сопротивление в цепи базы транзистора 77 звукового генератора, что изменит его частоту. Так, перемещая мундштук, музыкант плавно изменяет частоту звука.
Особенности воздушного тракта. В выдыхаемом воздухе имеется влага, поэтому все детали тракта должны быть устойчивы к коррозии. Тракт оканчивается влагосборником со сливным клапаном. Объем в нижней части корпуса гармони закрывают полистироловой пластиной, к которой прикреплены два штуцера — один для соединения с выходом датчика-модулятора, другой — с трубкой выхода воздуха наружу.
Жиклер может находиться в любом месте воздушного тракта. После датчика его ставят на выходе, до датчика — параллельно ему, например, делают отверстие в съемном мундштуке, а отверстие выхода воздуха из влагосборника заглушают. Желательно регулировать проходное сечение жиклера, например, винтом.
Катушки L1 — L7 темброблока выполнены на ма-гнитопроводах К31 X 18,5x7 из феррита М2000НМ-А. Их раскалывают пополам, изолируют лакотканью и на каждую половинку равномерно и только в одном направлении наматывают провод ПЭЛШО диаметром 0,15 — 0,25 мм (числа витков даны в табл. 2). В зазор магнитопровода на полистироловом клее ставят прокладку из писчей бумаги.
По окружности катушки плотно, в два-три слоя наматывают ленту ПХЛ, подпаивают гибкие выводы и поверху еще раз наматывают один-два слоя ленты. Готовые катушки собирают в пакет и стягивают изолированной шпилькой, следя, чтобы не образовался короткозамкнутый виток.
Подробные данные деталей усилителя мощности и источников питания не приводятся, поскольку они хорошо известны радиолюбителю.
Налаживание инструмента начинают с проверки работоспособности звукового генератора. Для этого вместо устройства клавиатуры временно подключают переменный резистор сопротивлением 100 кОм, а выход генератора (вывод 6) — к выходу частотомера, например, 43-28. Вращая ось переменного резистора, убеждаются, что перекрывается диапазон генерируемых частот от 500 до 6000 Гц. Проверяют стабильность частоты на краях и в середине диапазона. Она не должна уходить более чем на 0,02 процента в течение 20 мин. В противном случае подбирают режим работы транзистора 77 с помощью резисторов R1 — R3.
Убедившись в стабильной работе генератора, приступают к монтажу резисторов клавиатуры, включив вместо R1 (см. рис. 1) резистор сопротивлением 10 кОм.
ДУХОВОЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Возможность воздействовать на органы управления музыкальным инструментом так, чтобы громкость извлекаемых звуков зависела от усилий музыканта, — одно из существенных требований, предъявляемых к любому инструменту: это позволяет акцентировать звуки и применять приемы, обеспечивающие выразительность исполнения. Так, громкость фортепиано зависит от силы удара по клавише, духовых инструментов — от скорости потока воздуха и т. д. Другими словами, имеет место количественная связь между желанием и его реализацией, что индивидуализирует исполнение. Немалую роль играет и манера извлечения звука, особенно характерная для «певучих» инструментов (скрипки, трубы): атака и затухание звука с изменением тембровых характеристик индивидуальны у каждого музыканта.

Принципиальные схемы узлов инструмента
По мере освещения фоторезистора R4 (и одновременно с этим. R2) начинают открываться эти транзисторы, включаются формантные фильтры. Чем больше громкость звука (т. е. степень освещенности фоторезисторов R2 и R4), тем большим становится выходное напряжение усиленной форманты. При этом форманты с низкой резонансной честотой достигают своего максимального значения раньше, чем форманты с более высокой частотой, за счет разных сопротивлений в цепях баз транзисторов темброблока. Таким образом, спектральный состав звука меняется в зависимости от громкости, что значительно оживляет звучание и, кроме того, увеличивает субъективный диапазон изменения громкости звука, когда громкость звука фактически возрастает немного, а кажется — значительно.
Фильтры, включаемые выключателем ВЗ, выделяют низкие частоты, выключателем В4 — средние, выключателем В5 — высокие. Низкие применяются для имитации звучания баса, баритона, флейты, средние или комбинация средних и низких — для трубы, а высокие — для кларнета и трубы с сурдиной. Для получения фаготовых или оригинальных тембров применяют комбинацию высоких и средних частот. Однако надо сказать, что тембр фагота сохраняется не во всем диапазоне звучания, так как входной спектральный состав звука на него не рассчитывался.
В датчике-модуляторе установлено реле Р1, контакты которого замыкают фоторезистор R2. Тогда напряжение, подведенное к модулятору, будет поступать на вход усилителя на микросхеме Mel через резистор R5, что обеспечивает прежнюю максимальную громкость звучания. Формантные фильтры включаются за счет протекания тока через резистор R1. В этом случае на инструменте играют без применения воздуха, как, например, на ФАЭМИ. Такая необходимость часто возникает у музыкантов вокально-инструментальных ансамблей, которые поют и играют одновременно.
Электрические схемы остальных узлов хорошо известны и в пояснениях не нуждаются.

Рис. 3. Корпус инструмента:
1 — кожух, 2 шт., лист АМЦ толщиной 0,8 — 1 мм; 2 — переключатель П2К; 3 — резьбовая втулка, 2 шт., латунь; 4 — кронштейн, лист АМЦ, толщиной 1,2 мм; 5 — резьбовая втулка, 6 шт., латунь; 6 — плата, СФ-1, размеры 396X30 мм; 7 — контакт, 36 шт., манганин или констан-тан, диаметр 0,4 — 0,6 мм; 8 — изолятор, 7 шт., пластмасса, размеры 12X8X4 мм; 9 — шайба, 7 шт, ст. 10; 10 — сборная шина, нержавеющая сталь диаметр 1 — 1,2 мм; 11 — клапан, 36 шт. (по внешнему диаметру накатать); 12 — втулка; 13 — кроссплата, СФ-1, размеры 396X70 мм; 14 — прокладка, 10 шт., текстолит, размеры 20X10X2 мм
Конструкция и детали. Инструмент выполнен на базе духовой гармони «Мелодия-3» Ростовской баянной фабрики, вид которой в разрезе представлен на рис. 3. Гармонь разбирают и фрезеруют ее нижнюю часть, как показано на рис. 3, а. Далее из листового полистирола или органического стекла вырезают боковые щеки по контурам нижнего и верхнего кожухов 1 — рис. 3,6. Приклеивают их (дихлорэтаном или толуолом) к корпусу гармони. На нижней боковой щеке укрепляют разъем Ш1 типа СГ5. Из дюралюминиевого листа толщиной 1 — 1,2 мм изготавливают кронштейн 4 платы резисторов клавиатуры 6. Кронштейн, длина которого равна уступу на корпусе гармони, накладывают на этот уступ и в удобном месте, например, между клавишами звуков СИ и ДО, МИ и ФА, сверлят отверстие диаметром 3 мм для крепления кронштейна к корпусу.
Гайкой для крепления кронштейна служит изолятор 8 из винипласта, органического стекла или капрона размерами 12x8x4 мм. Изолятор имеет два продольных отверстия МЗ, одно из которых служит для крепления сборной шины 10 из стального провода диаметром 1,2 — 2 мм, прижимаемой к изолятору 8 (в этом месте у него прожигают небольшое углубление) шайбой 9 с винтом.
Осторожно, сохраняя последовательность расположения, снимают клавиши и в шейках клапанов 11 сверлят строго в одной плоскости по два отверстия диаметром 1 мм.
На клавишах ослабляют пружины и собирают клавиатуру.
Каждая клавиша снабжается парой контактов 7. На кронштейне 4 устанавливают и за-вальцовывают две резьбовые втулки 3 под винт МЗ, а также 4 — 6 таких же втулок 5. К первым крепят кожухи, ко вторым — платы инструмента.
Плату 6 изготавливают из стеклотекстолита, желательно с двусторонней фольгой. Ширина платы 30 мм, а длина должна соответствовать длине кронштейна 4. Крепят плату к кронштейну четырьмя винтами МЗ с гайками.
Контакты 7, состоящие из двух проволочек (каждый) диаметром 0,4 — 0,6 мм и длиной 55 мм, впаивают в отверстия платы 6. Расстояние между этими отверстиями в плате 2,5 мм. Зазор между шиной 10 и контактом 7 должен быть от 1,5 до 2,5 мм и при нажатии клавиши между ними должно обеспечиваться надежное электрическое соединение.

Рис. 4. Датчик-модулятор:
15 — скоба, лист, латунь, толщина 1 — 1,2 мм; 16 — держатель, пластмасса: 17 — сильфон, полиэтилен; 18 — фотозаслонка, фольга толщиной 0,05 — 0,1 .мм; 19 — направляющая, эбонит; 20 — штырек, 2 шт., медная проволока, диаметр I мм; 21 — лампа (без цоколя); 22 — пружина, стальная проволока, диаметр 0,15 — 0,2 мм; 23 — фоторезистор R4: 24 — втулка, 2 шт., латунь (нарезать резьбу М8Х1 на длине 5 мм); 25 — плата. 2 шт., СФ-1. размеры 60X27,5 мм; 26 — фоторезнстор R3; 27-фоторезистор R2; 28 — крышка, текстолит, размеры 30X18X2 мм
В корпусе инструмента под крепление нижнего кожуха высверливают отверстие, в которое запрессовывают в горячем виде три втулки 12.
Платы 13 крепят в трех местах: на перешейке, под изолятором 8 и в конце, у втулки 12. Третья точка — втулки 5, укрепленные на кронштейне 4. Такое крепление создает достаточно жесткую конструкцию.
Конструкция механической части датчика-модулятора представлена на рис. 4. Чувствительным элементом служит гофрированный полиэтиленовый сильфон диаметром 24 мм. Ход его подвижной части — около 16 мм. Такие сильфоны имеются в упаковках импортных лекарств «Ношпа» и им подобных.
Сильфон отделяют от крышки и удаляют донышко.
Наливают в него горячую воду и быстро сжимают гофр. После двух- трех таких операций сильфон размягчается и годится для установки в датчик.
Чертежи деталей датчика-модулятора даны на рис. 5. Из эбонита или другого непрозрачного материала делают направляющую 19. Щель в ней под фоторезистор 26 (R3) выпиливают лобзиком.
Из бронзовой или медной фольги толщиной не более 0,1 мм делают заслонку 18. Под собственным весом она должна без заеданий и больших люфтов перемещаться в направляющей при наклонах ее на 60 градусов.
Заслонку помещают в направляющую и, поджав ее пальцем, иглой размечают отверстия. Вынимают заслонку и, вставив внутрь нее бобышку из винипла-: ста, ножом прорезают отверстия, как показано на рис. 5.
Из текстолита изготавливают крышку 28, в которую забивают медные штырьки для подключения и установки лампы накаливания.
Из любого материала (лучше всего капрона) изготавливают держатель 16. В него вворачивают две втулки 24 с резьбой М8Х1. Длина резьбовой части каждой — не более 5 мм, общая длина 15 — 20 мм, внутренний диаметр не менее 5 мм.
Скобу 15 делают из латуни или стали по размерам, указанным на рис. 4.
Пружина 22 — из рояльной проволоки диаметром 0,15 — 0,2 мм. Она содержит от 6 до 8 витков диаметром 12 — 16 мм.
Порядок сборки устройства таков. На держатель 16 устанавливают сильфон 17 и закрепляют держатель на скобе 15 винтами МЗХб. На скобу ставят направляющую 19 с установленной и поджатой пружиной 22 заслонкой 18. Перемещая направляющую вдоль по скобе, находят положение, когда заслонка только начинает касаться подвижной части сильфо-на 17. Прикрыв пальцем одну из втулок 24 и подув несколько раз в другую, отмечают на скобе место, на котором заслонка полностью прижата пружиной 22 к направляющей 19 в моменты отсутствия подачи воздуха. После этого на скобе 15 вскрывают отверстия для крепления направляющей 19 и крепят ее винтами М2Х6. Такими же винтами крепят крышку 28.
К штырькам 20 припаивают выводы лампы 21 и на нее подают питание.
Регулируют лампу так, чтобы проекция нити накала при открытой заслонке находилась в центрах отверстий фоторезисторов.
Фоторезисторы проверяют на быстродействие и диапазон изменения сопротивления с помощью вольтметра, например ВК7-7. Для этого измеряют темновое сопротивление, которое должно быть не менее 30 МОм. Освещая их настольной лампой с расстояния 0,3 — 0,4 м, измеряют световое сопротивление, которое должно быть не более 10 кОм. Быстро закрывают фоторезистор и наблюдают за стрелкой прибора ВК.7-7. Она должна сразу же переместиться к отметке максимального сопротивления, измеренного вначале. После этого снова открывают фоторезистор и наблюдают такое же стремительное падение стрелки к минимальному сопротивлению. Инерционность фоторезисторов не должна превышать одной-двух секунд при переходе от светового сопротивления к темповому.
Вместо фоторезисторов СФЗ-1 можно применить СФ2-1.
Подобранные фоторезисторы R2, R3, R4 устанавливают в направляющую. Положение фоторезистора R2 — произвольное, фоторезистора R3 — торцом вдоль щели, фоторезистора R4 — параллельно нижней плоскости направляющей. При этом светочувствительная часть фоторезистора R4 должна хорошо просматриваться со стороны светозаслонки через отверстие диаметром 3 мм. Фоторезисторы R3 и R4 заклинивают в отверстиях сегментами из винипласта.
На боковые стороны направляющей крепят монтажные платы 25 и 27, на которых собирают электрическую часть датчика-модулятора.

Структурная схема инструмента
Наиболее распространенные электромузыкальные инструменты, так называемые электроорганы, подобной возможности не имеют: громкость их звучания регулируется педалью, которая принципиально не позволяет акцентировать звуки и тем более формировать атаку и затухание. Попыткой устранить этот недостаток стало создание духового электромузыкального инструмента, в частности ЭМИ с духовым управлением громкости звучания (авторское свидетельство № 391594). В нем регулятор громкости — педаль — заменен на датчик-модулятор, управляемый потоком выдыхаемого воздуха.
В настоящей статье описана одна из первых конструкций духового ЭМИ. Она рассчитана на повторение радиолюбителями, имеющими некоторый опыт в конструировании электромузыкальных инструментов.
Духовой ЭМИ — это одноголосный многотембровый инструмент с диапазоном звучания семь октав при диапазоне клавиатуры три октавы. Его тембры напоминают звучание контрабаса, баритона, тромбона, кларнета, трубы с сурдиной, флейт, органа, щипковых инструментов, электрооргана и даже художественного свиста.
Размеры инструмента — 462X70X130 мм, масса — 1,6 кг.
Структурная схема инструмента представлена на рис. 1. Звуковой генератор ЗГ соединен с контактами клавиатуры КК через последовательно включенные резисторы. При замыкании соответствующего контакта на выходе генератора появляется напряжение той или иной частоты. Резистором R1 музыкант может подстраивать звуковой генератор в пределах 1,5 — 2 тонов по ведущему инструменту.
Ко входу звукового генератора подключен генератор вибрато ГВ. Переключателем В1 изменяют частоту вибрато с 3 — 5 до 7 — 9 Гц, переключателем В7 — амплитуду вибрато. Выключателем В6 вибрато отключают.
К звуковому генератору также подключено устройство глиссандо У Г, преобразующее линейное перемещение мундштука в электрическое напряжение. Для этой цели служат мундштук М со светонепроницаемой заслонкой, перекрывающей луч света от лампы к фоторезистору.
Напряжение, выделяю щееся на фоторезисторе, усиливается усилителем У1 и воздействует на генератор. В результате он может плавно изменять частоту (глиссандировать) в пределах половины октавы.
Выход звукового генератора подключен к делителям частоты Д1 — Д4, которые через корректирующие цепочки К1
— К4 и переключатели В8 — В12 соединены с датчиком-модулятором ДМ. Выход последнего подключен к усилителю У1. К датчику-модулятору через выключатели ВЗ — В5 подключен темброблок ТБ. Сигнал с усилителя У1 поступает на усилитель мощности У2, нагруженный на громкоговорители Гр1, Гр2 или телефоны Тф1, Тф2. При подключении телефонов громкоговорители отключаются, благодаря чему музыкант может репетировать, не беспокоя окружающих.
Питается инструмент от стабилизированного выпрямителя В1, а усилитель мощности У2 — от выпрямителя В2.
Если нажать на клавишу клавиатуры, напряжение звуковой частоты через один или несколько включенных выключателей В8 — В12 поступает на вход датчика-модулятора. А на его выходе напряжение будет близко к нулю, и в громкоговорителе звук будет отсутствовать. Если же в этот момент дуть в мундштук, то на выходе появится звук, громкость которого будет зависеть от силы потока воздуха.
Принципиальные схемы отдельных узлов инструмента показаны на рис. 2. Большинство из них не имеет характерных особенностей и типичны для ЭМИ. Оригинальным же узлом является датчик-модулятор, работу которого мы рассмотрим подробно. Входное напряжение поступает на его вывод 3. Фоторезистор R2 затемнен (его сопротивление велико), R3 — освещен (сопротивление мало), поэтому на вход усилителя на микросхеме Mel звуковое напряжение не поступает.
Когда музыкант дует в мундштук, связанная с ним заслонка перемещается, фоторезистор R3 затемняется, a R2 слабо освещается. На усилитель поступает звуковое напряжение небольшой амплитуды. По мере дальнейшего перемещения фотозаслонки фоторезистор R2 освещается, a R3 затемняется еще больше, и уровень сигнала растет.
Фотозаслонка подпружинена возвратной пружиной и при отсутствии воздушного давления принимает начальное состояние. Если же меняется давление
воздуха, меняется и громкость звучания. Такая возможность изменять уровень громкости с любой скоростью позволяет самым эффективным способом формировать атаку и затухание звука, акцентировать быстро повторяющиеся или чередующиеся звуки.
Однако музыкальное качество инструмента этим еще не исчерпывается: необходима «текучесть» спектра в зависимости от громкости звучания, хотя бы автоматическая. С этой целью установлен еще один фоторезистор R4, который так же, как и R2, в исходном состоянии затемнен. R4 включен в цепь базы транзистора 77, с выхода которого постоянное напряжение поступает на темброблок.
Транзисторы темброблока 77 — Т7 включены по схеме регулируемых сопротивлений. В коллекторную цепь каждого транзистора включен резонансный контур — формантный фильтр. Когда фоторезистор R4 затемнен, на выходе эмиттерного повторителя — транзистора 77 блока ДМ напряжение мало, транзисторы T1 — Т7 темброблока закрыты, фильтры практически отключены.

Таблица
Нота | ми | ми-бемоль | ре | ре-бемоль | до | си | си-бемоль | ля | ля-бемоль | СОЛЬ | соль-бемоль | фа |
Октава | Третья | Вторая | ||||||||||
Частота, Гц | 5274 | 4978 | 4699 | 4435 | 4186 | 3951 | 3729 | 3520 | 3322 | 3136 | 2960 | 2794 |
Номинал резистора | R71 6,2к | R69 820 | R67 820 | R65 910 | R63 910 | R61 1к | R59 1к | R57 1,2к | R55 1,2к | R53 1,2к | R5! 1,3к | R49 1,5к |
— | R70 22 | R68 82 | R66 33 | R64 91 | R62 68 | R60 110 | R58 22 | R56 130 | R54 180 | R52 180 | R50 47 | |
Октава | Вторая | Первая | ||||||||||
Частота, Гц | 2637 | 2489 | 2349 | 2217 | 2093 | 1975 | 1864 | 1760 | 1661 | 1568 | 1480 | 1397 |
Номинал резистора | R47 1,5к | R45 1,6к | R43 1,6к | R41 1,8к | R39 2к | R37 2к | R35 2к | R33 2,4к | R31 2,4к | R29 2,4к | R27 2,7к | R25 Зк |
R48 150 | R46 150 | R44 220 | R42
150 |
R40 68 | R38 180 | R36 300 | R34 47 | R32 200 | R30 360 | R28 200 | R26 68 | |
Октава | Первая | Малая | ||||||||||
Частота, Гц | 1318 | 1244 | 1174 | 1108 | 1046 | 987 | 932 | 880 | 830 | 784 | 740 | 693 |
Номинал резистора | R23 Зк | R21 З.Зк | RJ9 З.бк | RJ7 3,6к | R15 3,9к | R13 3,9к | R11 4,3к | R9
4,7к |
R7 5,1к | R5 5,6к | R3 5,6к | RI 5,6к |
R24 220 | R22 150 | R20 82 | R18
270 |
R16 200 | R14 510 | R12 270 | R10
150 |
i00 | R6 33 | R4 390 | R2 1,2 к |
Подбором резистора R71 клавиатуры и R4 звукового генератора устанавливают частоту звука МИ пятой октавы, равную 5274 Гц, с точностью — 1 — + 15 Гц. Далее подбором последовательных пар резисторов R69 — R70, R67 — R68... R1 — R2 устанавливают частоты других звуков. Ввиду особенностей слуха частоту звуков малой октавы следует устанавливать несколько ниже основной частоты, а звуков третьей октавы — несколько выше.
Примерные значения сопротивлений резисторов приведены в табл. 1. Для подбора резисторов удобно использовать магазин сопротивлений.
Желательно применять «состаренные» элементы.
Как показала трехлетняя эксплуатация инструмента, частота генерируемых колебаний по сравнению с первоначально установленной практически не изменилась.
Налаживание корректирующих цепочек заключается в подборе резисторов R1 и R4 по уровню равной громкости, а также получения тембров, похожих на трубу и тромбон соответственно при включении цепочек К2 и К4. Наблюдая на экране осциллографа форму выходных напряжений, добиваются экспоненциального закона.
Проверяют работу усилителя У1. Для этого на конденсатор С4 подают синусоидальное напряжение и на осциллографе наблюдают выходной сигнал, амплитуда которого должна быть не менее 1,5 В. По очереди замыкая переходы эмиттер-коллектор транзисторов темброблока, подбором конденсаторов настраивают контуры Ы — L7, С1 — С14 на резонансные частоты, указанные в табл. 2. Необходимая точность установки резонансной частоты каждого контура — 5%.
Подав напряжение с частотой 2250 Гц на вход микросхемы Mel датчика-модулятора, при включенном выключателе В4 слегка перемещают его заслонку. На экране осциллографа должно наблюдаться увеличение выходного напряжения в три-четыре раза. При необходимости подбирают резистор R7.
Производят проверку на других резонансных частотах. Выходное напряжение должно расти в квадратичной зависимости от расстояния, на которое перемещена заслонка.
Отключают звуковой генератор, устанавливают максимальную громкость и нажимают клавишу инструмента. Звук в громкоговорителе должен отсутствовать или прослушиваться очень слабо. Подув в мундштук, убеждаются, что громкость регулируется. Плавности регулирования добиваются подбором сечения отверстия в заслонке или установкой на прорезь фоторезистора R2 кусочка кальки. Закрашивая кальку карандашом или тушью, получают желаемую плавность и диапазон регулировки громкости.
Включив тембр трубы или кларнета, наблюдают на экране осциллографа за изменением формы напряжения при изменении громкости звучания.